Полезные статьи

Управленческий учет для селлеров на маркетплейсах

2024-11-27 20:37
Маркетплейсы стремительно растут и занимают все большую долю онлайн-продаж. По данным Data Insight, в первом полугодии 2023 года на Wildberries и Ozon пришлось 77% всех интернет-заказов.
Однако выход на маркетплейсы и стабильный заработок на них - это две большие разницы. Успех требует глубокого анализа данных, поиска эффективной стратегии и постоянного тестирования гипотез. При этом многие продавцы фокусируются только на бухгалтерском учете, упуская важный аспект - управленческий учет.
Сейчас управленческий учет на маркетплейсах остается ключевым элементом успешного бизнеса. Он позволяет продавцам эффективно управлять операциями, анализировать данные и принимать обоснованные стратегические решения.

Важно не просто считать прибыль и рентабельность, а по-настоящему управлять финансами на маркетплейсах.
Для управления финансами любого бизнеса нужны 3 основных управленческих отчета, и маркетплейсы - не исключение:
  1. Отчет о движении денежных средств (ДДС, Cash Flow) - показывает, сколько денег есть у компании.
  2. Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ, Pn&L) - отражает, сколько зарабатывает бизнес.
  3. Баланс - демонстрирует, насколько богата компания, где заморожены деньги, за чей счет она живет.
Давайте подробнее остановимся на том, на какие из вопросов ответит нам каждый из этих отчетов:

1. Cash Flow (Отчет о движении денежных средств)

Главный вопрос: "Хватает ли мне денег на счетах?"
  • Сколько реальных денег пришло на счета?
  • Сколько реальных денег ушло со счетов?
  • Когда могут возникнуть кассовые разрывы?
  • На что именно тратятся деньги?
Это как выписка с банковской карты - все реальные поступления и траты.

2. PnL (Отчет о прибылях и убытках)

Главный вопрос: "Прибыльный ли мой бизнес?"
  • Сколько денег мы заработали?
  • Какие были расходы?
  • Какая итоговая прибыль?
  • Какие товары/услуги приносят больше всего прибыли?
Это как семейный бюджет, где записаны все зарплаты, премии (доходы) и оплата счетов, покупки (расходы) за определенный период.

3. Баланс

Главный вопрос: "Чем владеет компания и кому должна?"
  • Какие активы есть у компании (товары, оборудование, деньги)?
  • Сколько нам должны клиенты?
  • Сколько мы должны поставщикам?
  • Какой собственный капитал у компании?
Это как моментальный снимок финансового состояния компании на определенную дату.
Все три отчета связаны между собой и дают полную картину финансового здоровья бизнеса:
  • PnL показывает прибыльность
  • Cash Flow показывает реальные деньги
  • Баланс показывает общее финансовое положение

Рассмотрим особенности ведения каждого из этих отчетов применительно к маркетплейсам.

Отчет о движении денежных средств (ДДС)

ДДС для маркетплейса в целом не отличается от стандартного, но есть свои нюансы.
Важно собирать ДДС так, чтобы данные по статьям в дальнейшем были источником информации для ОПиУ.
Например, при получении кредита от Ozon, площадка перечисляет деньги за вычетом платежей по кредиту. В ДДС эту информацию нужно отразить в трех строках: поступление, выбытие на проценты и выбытие на тело кредита.
Также важно детализировать поступления от разных маркетплейсов, чтобы понимать денежные потоки от каждой площадки.

Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ)

При формировании ОПиУ для маркетплейсов важно располагать каналы вертикально, чтобы видеть рентабельность по маржинальной и валовой прибыли по каждому.
Выручка признается в момент реализации товара, когда он забран на пункте выдачи. Переменные расходы (себестоимость, комиссия, логистика) также признаются в этот момент.
Коммерческие расходы часто выносятся на уровень прямых постоянных, чтобы увидеть валовую прибыль по каждому маркетплейсу.
Важно также отслеживать показатели в абсолютных значениях на единицу товара: средний чек, среднюю закупочную цену, стоимость доставки. Это поможет понять причины изменений в процентах.

Баланс

Баланс для маркетплейсов в целом стандартный, но есть нюансы:
Запасы
Необходимо вести учет по местам хранения, выделяя различные склады.

К примеру, если вы продаете по схеме FBS, вы должны учитывать остатки на ваших складах или складах фулфилмента.

Если вы продаете по схеме FBO, вы должны учитывать остатки товаров как на складах маркетплейса и так и на ваших складах.
Дебиторская задолженность
Если продаете только на маркетплейсах, задолженность будет со стороны площадок - сколько они должны вам на конец месяца.
Сервис управленческого учета для селлеров Все ясно поможет вам не только автоматизировать учет и оперативно получать всю необходимую отчетность, но и грамотно управлять запасами. Он позволит избежать дефицита товаров, проводить ABC-анализ и принимать обоснованные управленческие решения.

Остались вопросы?
Пишите нашему финансовому директору Леониду или попробуйте наш сервис бесплатно.